История храма

Церковь святого пророка Илии (п. Килемары) 1693

This slideshow requires JavaScript.

В с. Килемары в 1905 г. был построен деревянный храм во имя святого пророка Илии. В октябре 1939 г. церковь в Килемарах была закрыта. Тогда и были утрачены верхние объемы. С начала сороковых годов в здании размещались клуб, призывной пункт. Позднее там находился школьный спортзал. До последнего времени сохранялась лишь нижняя часть храма: алтарь, основной храм, трапезная.

С возрождением православных традиций местные жители добились восстановления прихода и многое сделали для возрождения храма. Вознеслись в небо главка над алтарем и шатровая колокольня. 13 августа 1995 г. епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил освящение церкви во имя святого пророка Илии. Храм вновь отворил свои двери. Но…поздно вечером с 29 на 30 марта 2010 года в церкви святого пророка Илии произошел пожар. Деревянный храм постройки 1905 года был полностью уничтожен огнем.

В данное время богослужения проходят в молельной комнате дома трудолюбия. На месте сгоревшего храма поднимается новый в каменном исполнении. Возводится он по республиканской целевой программе «Культурное наследие Республики Марий Эл», частично финансируется на пожертвования. Кладка стен уже поднята на четыре метра.

С 1999 года настоятелем Ильинского храма является благочинный Северо-Западного церковного округа протоиерей Андрей Романов. На приходе работает воскресная школа и имеется источник в честь Божией Матери «Живоносный источник».


Настоятель: протоиерей Андрей Романов

 

 

                 На VII Межрегиональных Мироносицких образовательных чтениях юных богословов

«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»

Номинация «Мой храм»  

        Ученица МБОУ «Килемарская СОШ»  Долгорукова Анна провела Исследовательскую работу на тему:  История храма Святого Пророка Илии п. Килемары. Прошлое. Настоящее. Будущее.  Руководитель: Петухова Марина Николаевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Килемарская СОШ».

Оглавление

 Введение…………………………………………………………… 3-6

  1. Основная часть.
    • История строительства храма Святого Пророка Илии……7-10
    • Годы забвения и возрождения………………………………..13-19
    • Священнослужители храма…………………………………..20-21
    • «Через воскресную школу к духовному совершенству»….22-23
    • Беседа с настоятелем Свято-Ильинского храма протоиреем Андреем Романовым……………………………………………………. 24
  • Заключение………………………………………………………25
  1. Используемая литература и источники………………………26
  2. Приложения…………………………………………………………27-

 

Введение

Деревянные церкви Руси,

Перекошены древние стены.

Подойди и о многом спроси, —

В этих срубах есть сердце и вены.

А.Шаганов

У каждого человека есть большая и малая Родина. Большая – это огромная страна, где проживают его многочисленные народы-братья. Родина малая – место, где он родился, вырос или прожил большую часть жизни. И человеку не должно быть безразлично прошлое его малой родины, он должен знать, как коснулись события истории его «маленькой страны», как они отразились на духовной жизни нашего народа.

Известно, что рыба не может жить без воды, животные без воздуха, растения без почвы. А христианин не может оставаться «духовно» живым без церкви. Церковь издревле была в каждом селе, строилась на самом высоком месте, далеко сверкала своими куполами.

Время не стоит на месте, вместе с ним изменяется облик нашей Земли, страны, города, деревни, самого маленького и глухого уголка. Изменился и облик нашего поселка. Из деревянной невзрачной деревеньки он превратился в благоустроенный поселок. Самой старой архитектурной постройкой в нашем поселке до недавнего времени была церковь Святого Пророка Илии. Со дня ее постройки прошло чуть более 110 лет. За это время облик ее менялся кардинально не единожды. Каков был ее первоначальный вид, сказать трудно, не сохранилось ни фотографий, ни рисунков церкви. Я ее увидела уже отреставрированной. Мне было всего лет шесть, когда я впервые пришла с мамой на службу. Церковь поразила меня: величественная и строгая, простая, без всяких украшений, она как будто плыла по зеленому морю газона в сторону востока. С замиранием сердца я вступила на деревянную дорожку, ведущую к входу в храм. Слева вдоль дорожки серебрились красивые голубые ели, с правой стороны двора зеленели пушистые лиственницы. Красивая кирпично-деревянная ограда обрамляла храм, отделяя его от улицы. Приложение № 1.

И вот уже почти 6 лет я занимаюсь в воскресной школе при нашей церкви, где нам рассказывали об истории нашего храма, а вот о его первоначальном внешнем виде и внутреннем убранстве сведений пока мало. Поэтому я решила сделать небольшое исследование о нашей церкви, о том, как с течением времени изменялся ее облик.

Объект данного исследования — храм  Святого  Пророка  Илии  в  п.   Килемары.

Предметом  исследования является изучение исторической судьбы церкви Святого Пророка Илии, ее  архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.

Цель   исследования:    получение   исторических   сведений   о   прошлом   и  настоящем   церкви Святого Пророка Илии, определение ее роли в жизни  людей:

Задачи:

  1. Изучить архивные    материалы,      публикации,    рассказывающие    об истории церкви;
  2. Выявить и оценить произошедшие изменения;
  3. Изучить, какие архитектурные стили использовались при строительстве церквей в Вятской губернии и при строительстве нашей церкви.
  4. Пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей;
  5. Развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Для достижения цели исследования я использовала следующие формы и методы исследовательской работы:

—  изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных
материалов, газетных материалов;

—   ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору
краеведческого материала;

—  поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись
рассказов и воспоминаний;

  • установление связей с работниками библиотек, музеев, настоятелем храма с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
  • фотосъемка объекта исследования.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость, потому что храм Святого Пророка Илии полностью сгорел 29 марта 2010 года. Будущие поколения могут увидеть его только на фотографиях, сведения о нем почерпнуть из литературы, возможно, и из моей работы.

П.Основная часть

2.1 История строительства храма Святого Пророка Илии.

Первый вопрос, на который нужно было ответить: «Когда и почему в нашем поселке была построена церковь?» Осуществляя поиск, я обнаружила любопытные документы в историческом музее п.Санчурск Кировской области. Приложение №2.

«Параграф 26. 1880-1907 годы. Победоносное торжество христовой
церкви
           над          исконным         врагом         нашего         спасения

«В приходе Царевосанчурской Владимгоской церкви со времени самого открытия состояли на дальнем расстоянии две деревни — Шум в 26 верстах и Кэлемар в 30 верстах. Жители их не отличались благонравием и благочестием. В Шуме, как пограничной деревне Вятской губернии с другими, при откупах находился кабак, где вино продавалось по удешевленной цене. Пьянство, разврат, воровство, бесчинство, самоубийство развелись до пес. Влияние церкви на них было самое слабое». Да еще в деревне поселился раскольник, что вызвало тревогу у Благочинного. (Благочинный, в русской православной церкви с 18 в. помощник епископа, надзирающий за духовенством одного из районов епархии — благочиния;) Поэтому он, как следует из документа: «Изложив в докладе на имя Преосвященного Алексия, он и я (будучи благочинным) о слабом религиозно-нравственном состоянии жителей сих деревень, просили Владыку походатайствовать об открытии здесь самостоятельного прихода на правительственные средства. Владыка согласился и послал благочинному из своих средств на начало дела 79 рублей. От имени прихожан Комитет обратился за помощью к Иоанну Кронштадтскому.» Сбор средств на строительство церкви происходил всем миром. Жертвовали на построение церкви свои средства как зажиточные (купцы, торговцы, священнослужители), так и бедные люди. Лесопромышленник Алексей Давидович Козырев выделил на строительство церкви хороший лес.  «Крестьяне в неделю успели нарубить и вывезти чуть ли не на всю церковь таких бревен, у которых комель и вершина одних и тех же вершков, чистых и гладких, как свеча. Перед освящением один богатый купец из Яранска Рощин пожертвовал для звона комплект колоколов. Таким образом, под действием промысла Божия и усердием благотворителей, сверх чаяния, в самом бедном приходе возник благополучно устроенный храм Божий в июле 190…(последней цифры нет — прим. А.С ) года освященный. На содержание причта из священника и псаломщик; крестьяне выделили из своих земельных участков 50 десятин пашенной земли, дали согласие платить по 70 копеек в год с венца, а правительство ассигновало 600 рублей из государственного Казначейства».

В архивных фондах Вятской духовной Консистории и архивной коллекции рукописных и старопечатных книг имеются следующие сведения об Ильинской церкви: «с. Новый Кэлемар Яранского уезда. Приход открыт по указу Синода от 20 июля 1909 г. За № 10487. Церковь построена в 1905 году, деревянная. Престол в церкви один во имя Святого пророка Илии». В Ведомостях об Ильинской церкви в селе Новом Кэлемаре Яранского уезда Вятской епархии на 1910 год указано следующее: «Церковь построена в 1905 году тщанием частных благотворителей и помощью прихожан, зданием деревянная на каменном фундаменте с такою же колокольницею. Крепка. Крыта тесом, купола и главы железом. Престолов в ней — один, в честь Святого пророка Божия Илии. Утвары< недостаточна». Приложение №3

Как следует из документов, церковь необходимо было построить в кратчайшие сроки. Проще и дешевле было выполнить строительство церкви из дерева. Но не только этим практическим смыслом руководствовались при этом. Дерево в православном понимании — символ Древа Жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.

До наших дней сохранилась только нижняя часть церкви. Приложение №4 Чтобы выяснить, в каком архитектурном стиле была построена церковь, пришлось изучить специальную литературу. Так как церковь деревянная, подробно познакомились с особенностями постройки деревянных храмов Вятской губернии. Например, Анатолий Гаврилович Тинский, вятский архитектор и краевед в статье « Деревянные клетские и шатровые церкви» пишет: «Плотники русского севера, конечно же, не видели ни каменных византийских храмов, ни храмов суздальского времени. И свой поиск конструктивного решения православного храма, его композиции и средств украшения они начали с того, что было перед глазами: с рубленой клети, с часовни как простейшего выражения церкви. Так появился трехчастный тип клетского храма, получивший большое распространение и ставший отправным образцом на многие годы. Храмы такого — «клетского» — типа были наиболее многочисленными на Вятской земле.» [ 1]

Сравнив фотографию нижней части нашего храма, сделанную в середине
20 века, с фотографией церкви праведника Лазаря (конец XIV в.) —
древнейшего из дошедших до нас памятников деревянного зодчества, можно
с уверенностью сказать, что наша церковь была построена по клетскому
типу. Приложение №5.

Это самый простой и первый тип строительства деревянных храмов. Такие храмы походили на простые избы, по размерам были не велики, рубились из одного, двух, чаще трех срубов (алтарь, храмовая часть (трапезная) и притвор), соединенных вместе и увенчанных чаще одной главой; перекрывались кровлей на два ската. [2]. При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» — при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») — этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Приложение №6. Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами, клетями. На фотографии видно, что основные срубы нашей церкви собраны «в обло». Также четко прослеживается структура клетского типа церквей: вытянутый прямоугольник собственно храма с трапезной, прирубленный     с     востока  алтарный     выступ,     у    нашей     церкви  четырехугольный, поперечный западный блок с двумя палатками и притвором посередине. Нижняя часть церкви Святого пророка Илии очень похожа на церковь Рождества Христова в селе Савицы Афанасьевского района Кировской области постройки 1865 г, реставрированной в 1900 году. Данная церковь отличается от нашей пятивратным алтарем и четырехскатной крышей. Из рассказа известного в Килемарах краеведа Московкина П.В. узнали, что строили церковь мастера из Санчурска, и чаще всего такое строительство поручалось опытным бригадам, а купол поднимал килемарец Прохор Поляшин. Мастера выполнили работу на совесть, фундамент и верхняя деревянная часть сохранились до своего столетнего юбилея. По своей форме наша церковь напоминает «корабль». Приложение №7.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. В таком типе храмов все основные элементы церкви (притвор, храм, алтарь) ориентированы строго с запада на восток и расположены в одну линию. Так как нет фотографий первоначального вида церкви, судить о расположении и форме куполов и глав трудно. Только известно, что они были крыты железом.

2.2 Годы забвения и возрождение.

     После установления советской власти церковь в селе продолжала работать.
Учительница Нина Ивановна Штельтер, приехавшая в наше село в 1933 году,
оставила такие воспоминания: «В то время в с. Килемары была одна улица.
Огромные дома, крепкие дворы, церковь за белыми столбиками ограды.
Жили здесь крепко. Ходили в церковь». Церковь в с. Килемары была закрыта
только в октябре 1939 года. Приложение № 8.

Все иконы, находящиеся в храме, сожгли тут же, во дворе, на большом костре атеисты-«инквизиторы». Остались целы лишь немногие образа, спрятанные с риском для жизни прихожанами. Сегодня жива единственная столетняя святыня – икона Тихвинской  Божьей   Матери.

До 60-х годов в церкви размещался клуб, в нем показывали фильмы, проходили концерты, товарищеские суды. Сцена располагалась на месте алтаря.   Позднее   здание   церкви      стало   использоваться   как   школьный спортзал. Еще недавно на старых полах можно было увидеть разметку площадок и железные крючья.

В 1992 году открылось новое здание Килемарской средней школы и здание спортзала опустело. Изменилось и отношение власти к церкви. Повсеместно стало наблюдаться возрождение церквей. Этим стали заниматься люди, не утратившие веру в Бога, многое пережившие и испытавшие на своем веку, чаще всего хрупкие женщины.

Первой старостой возрожденной церкви была Кузикина Раиса Егоровна. Приложение №9. [11] Вот что она вспоминает: « В 1993 году здание бывшего храма было уже в частных руках и находилось в запущенном состоянии. К тому времени я уже работала старостой в церкви в с. Актаюж, что в 16 км. от п. Килемары, и имела определенный опыт по сбору документов, необходимых для открытия церкви. Собрала единомышленников и предложила им попробовать открыть церковь в Килемарах. Обратились к отцу Давиду, настоятелю монастыря Богородице-Сергиевой пустыни, с просьбой помочь с открытием церкви. Он обещал помочь и просьбу нашу выполнил. 27 декабря 1993 года в здании церкви уже начались работы. С большим энтузиазмом сельчане начали приводить в порядок помещение. Был наведен порядок внутри церкви, вставлены новые стекла. Так как отопление было отключено, пришлось поставить железные печки. Стараниями сельчан церковь привели в порядок, и в апреле 1994 года в ней состоялась первая служба на Пасху. Старанием местных умельцев (Рыбакова В.Е. Нагорова В.Ф., Носкова П.В.) над алтарем установили главку и возвели шатровую колокольню. 13 августа 1995 г. епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил освящение церкви. Храм вновь отворил свои двери для прихожан.

Долго в церкви не было постоянного батюшки. Только в 1998 году на постоянное место служения и жительства приехал молодой батюшка — отец Андрей. Он сразу же начинает серьезные заботы по восстановлению церкви. Я, как староста, во всем ему помогала».

Сведения о дальнейшей реконструкции церкви я получила при встрече с отцом Андреем. Приложение №10.

Вот что он рассказал: «Специального плана реконструкции церкви у нас не было. Все работы выполнялись хозспособом. В первую очередь делалось то, что требовало немедленной замены или ремонта. Говорят, деревянные церкви могут простоять три сотни лет. Все зависит от того, как их сохранять. Как ни хорош был сруб, реставрировать здание все равно пришлось основательно. Реставрацию начали с фундамента. Так как грунтовые воды из-за Чебоксарской ГЭС поднялись очень высоко, кирпичи фундамента стали «раскисать». В левой части храма он «поплыл», и стена пошла в сторону. Пришлось домкратами поднимать храм и по участкам заменять весь фундамент. Под здание подвели цоколь, приподняв сруб над землей. Заменили также два нижних ряда бревен, поврежденных водой. На следующий год стали рубить центральную часть, состоящую из трех частей. Еще через год их смонтировали. Приложение №11 Вскрыли крышу над центральной частью храма, установили сначала четверик, на него восьмерик с шатровым покрытием, имеющим в основании щипцовые изломы широкой полицы, затем еще один восьмерик меньшего размера, на который с помощью барабана установили главный купол с крестом. Купол был покрыт медью. Форма и цвет купола также имеют символический смысл. У нашей церкви главный купол был выполнен в форме луковицы. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.  Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Мы выбрали православной крест, имеющий восьмиконечную форму. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века. Кресты были выполнены на заводе в г. Йошкар-Ола, металлические, покрытые специальной эмалью. Заказали иконостас. За основу был выбран иконостас одного из кипрских христианских храмов. Приложение №12. Его резали 2,5 года мастера из  Йошкар-Олы. Он выполнен из дерева и покрыт сусальным золотом. Иконы успели написать только для первого ряда.  Икону Спасителя и Божьей Матери написали иконописцы из епархиальной иконной мастерской г. Йошкар-Олы, а иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила написали иконописцы из Троице-Сергиевой лавры.

Последней над притвором возвели шатровую колокольню. Приложение №13 [18]. Средства на набор колоколов пожертвовал наш земляк, Пустынников И.Г. Семь колоколов разного размера выполнила по специальному заказу московская фирма «Литэкс». На главном колоколе сделана надпись, в каком году и для какого  храма он был выполнен, а также отображены лики Пророка Илии, Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Большую помощь при реконструкции церкви оказали правительство республики, администрация района, прихожане. Много было сделано для обустройства территории. При храме два с лишним гектара земли. В честь его столетия был заложен яблоневый сад. До революции вокруг храмов всегда сажали аллеи. Согласно традиции, вокруг Ильинского храма ровными рядами стояли липы, голубые ели и лиственницы. Приложение №14. А на задворках прихожане сделали живую изгородь, чтобы отгородиться от поля.

24 августа 2005 г.в полночь, с 23 до 24 часов, между молебном и ночной службой жители поселка Килемары увидели над Свято-Ильинским храмом огромную светящуюся дугу в виде радуги Приложение №15. «Под ней — широкая черная полоса, между дугой и полосой — много-много светящихся столпов», — рассказывает батюшка Андрей. — Одни это видели со стороны школьного стадиона, другие — в частном секторе, ближе к храму. Справа выделялся особо большой столп. И выглядело это, как северное сияние. Чудеса, которые мы лицезреем, даются нам для укрепления веры. Бывало, что чудо предшествовало будущим событиям, выступая как знамение, предупреждение какой-то трагедии». Может быть, это совпадение, но трагедия все же случилась. В 2010 году отец Андрей планировал закончить реконструкцию церкви, основные работы  были  закончены,  осталось  только  обшить деревянной доской здание нижней части церкви.

Церковь стала любимым местом для многих наших сельчан. Они ее полюбили всей душой за скромный, но вместе с тем и величественный и неповторимый вид. Конечно, на земле есть более красивые и богатые храмы, но такой деревянной церкви ни в нашем районе, ни в республике уже не осталось. Приложение №16.

       Но в ночь с 29 на 30 марта 2010 года  храм Святого пророка Божия Илии
постройки 1905 года был утрачен в результате пожара. Приложение № 17.
Спасти успели лишь некоторые иконы и утварь. После случившейся трагедии батюшка Андрей и прихожане не пали духом. Территория пожарища  прихожанами была быстро приведена в порядок. Не прекратились и
богослужения. Временно под службы переоборудовали каменное здание бывшей школы. Приложение №18. В апреле 2010 года Йошкар-Олинской епархией было принято решение о строительстве церкви в п.Килемары на этом же месте в каменном исполнении. Отец Андрей рассказал, что новый
храм    будет    точной    копией    (снаружи)    Русской             Православной Старообрядческой церкви в г. Казани, ее еще называют Церковь Иконы Божией Матери (Казанская церковь). Это кирпичная неоштукатуренная церковь, интересный пример неорусского стиля. Бесстолпный одноглавый четверик с прямоугольными притвором и алтарём. Приложение №19 , [5] Я поинтересовалась, какой стиль называется «неорусским». Оказалось, что этот стиль получил развитие в начале XX века. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. [6]

И уже в 2012 году начались работы по заливке фундамента, а 30 июня 2013 года архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил богослужение на освящение основания строящегося в Килемарах храма в честь Святого пророка Божия Илии. [16], Приложение№ 20

Во время торжественной службы, сопровождаемой чудесными песнопениями, за будущим алтарем был воздвигнут деревянный крест, а в восточной стене алтаря заложены освященный святой водой и елеем камень и капсула с Грамотой, в которой запечатлено, что сие знаменательное событие, датированное по православному календарю 7521 годом от Сотворения Мира и 2013 годом от Рождества Христова, произошло при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле и при святительстве высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского.

Сейчас работы по возведению храма продолжаются. Они ведутся в рамках федеральной программы «Наследие». На выделенные правительством республики деньги строители подняли храм до четырехметровой высоты, а также сделали перекрытие у входа в храм и в алтарь. Доволен темпами строительства нового храма его настоятель протоиерей Андрей Романов. Он убежден, что строительство нового храма — это благоволение Божье и дается эта возможность не всякому поколению: — Время раскидывать камни, и время собирать их, — говорит он. — Господь прощает нам множество грехов и недостатков и доверяет нам такое ответственное дело — строительство Дома Божия. Любое благое дело сопровождается разными искушениями, скорбями и трудностями, которые мы должны преодолевать с терпением, верой и надеждой, чтоб дело решилось благополучно, в срок, ведомый одному Богу.

От нас же нужно главное — жить в мире, любви и согласии, стараясь во всех благих делах быть  созидателями.                       Приложение                №21,                 [17]

2.3. Священнослужители храма.

       История храма – это еще и история его служителей и прихожан. Государственный архив г.Кирова дал сведения о священнике Илье Иоанове Суворове, сыне дьякона, 59 лет. Родился он в с.Великополье Яранского уезда 12 июля 1850 года. По прошению был уволен из Вятской духовной семинарии и рукоположен в сан иерея « на вакансии диакона в церкви с. Полозова Сарапульского уезда с откомандированием для служения в церкви села Новый Кэлемар 7 июня 1909 года».

Краеведческая секция церковно-приходского совета встречалась со старейшими жителями с.Килемары, из их воспоминаний были почерпнуты сведения о других священнослужителях Свято-Ильинской церкви. Московкина Аксинья Ивановна вспоминала, что в 1912 году ее родителей венчал отец Николай, а в 1913 году он же крестил ее саму в этой церкви. Предположительно, что отец Николай служил долго, т.к. Аксинья Ивановна помнила го матушке и дочери о.Николая, Видимо, это был второй священник нашего храма.

Старейшая жительница Килемар Матренина Варвара Васильевна рассказала, что ее родителей в начале 20-х годов венчал о.Василий (Асьянов). Жил он в большом пятистенном доме недалеко от церкви, жену его звали Надежда Николаевна, у них было семеро детей. Дети не избежали репрессий со стороны властей. Внучка о.Василия жила в Йошкар-Оле, а внук Валериан Михайлович в Килемарах, но сведений о деде не имеет. Тема эта в семье, когда были живы его родители, была запрещенной во избежание гонений на детей. Да какого года служил о.Василий в нашем храме, какова его дальнейшая судьба, где он похоронен, — пока неизвестно.

По словам старожилов, последним священником нашей церкви до ее закрытия был отец Паисий. Это был монах. Его хорошо помнила Кузикина Раиса Егоровна, ушедшая из жизни в 2018 году, и Марасанова Александра Федоровна. Раиса Егоровна была тогда 10-12 летней девочкой, часто ходила с сестрой в церковь. Она вспоминала, что отец Паисий был высоким, русым, очень внимательным, ласковым. Жил он в сторожке церкви. Когда он уехал из Килемар, служил в одном из сел Горьковской или Кировской областей (точно не известно). Килемарцы бывали у него на службе, и он с ними прихожанам-килемарцам посылал гостинцы – святой воды и просфор. По воспоминаниям А.И.Московкиной, он впоследствии уехал в г.Шапты Горьковской области. Был репрессирован. После освобождения служил в одной из церквей Яранска. Похоронен отец Паисий на кладбище этого города.  Вот эти духовные отцы на протяжении почти полувека воспитывали не одно поколение людей в православном духе, людей, готовых ради ближнего поступиться даже своей жизнью. Свято-Ильинская церковь действовала до 1939 года, но суровое лихолетье коснулось и нашего села.

В советские годы в здании церкви размещался клуб, во время Великой Отечественной войны – призывной пункт. Затем в здании был спортзал Килемарской школы до 1993 года, когда 27 декабря в это здание пришли рабочие восстанавливать храм. Так началось возрождение церкви. Открытие ее после ремонта состоялось в апреле 1994 года на Пасху, служил отец Евгений (Сурков) из Семеновской церкви. Своего батюшки долго не было. В 1994 году служил отец Давид, настоятель Богородице-Сергиевой пустыни. Служили поочередно в 1995 году два отца Сергия.

С 1995 по 1997 год служил отец Василий, родом он из Санчурска. После его отъезда в 1997-1998 гг служил отец Дионисий – монах Богородице-Сергиевой пустыни. В 1998 году служит отец Тихон – тоже монах Богородице-Сергиевой пустыни.

В 1999 году к нам на постоянную службу был определен отец Андрей Романов, который по сей день является настоятелем нашего храма.

2.4.«Через воскресную школу к духовному совершенству»

       При Свято-Ильинском храме уже более 10 лет работает воскресная школа. Старые здания общеобразовательной школы преобразованы в прекрасные воспитательные центры. При школе работают кружки: «Закона Божия,» «Кулинарный», «Шитья», «Жития святых», «Музыкальный». Их посещают около 50 учащихся. Занятия начинаются и оканчиваются молитвой. Дети учатся элементам православного образа жизни. Много внимания уделяется подготовке и проведению православных праздников — Рождества Христова , Пасхи Христовой, Троицы, храмовому празднику. Своими выступлениями дети радуют не только родителей и прихожан, но и пожилых людей сестринского отделения больницы. Воспитанники воскресной школы активно участвуют в фестивалях, которые проводятся в районах республики. Традиционно в течение нескольких лет при воскресной школе Свято-Ильинского храма на берегу озера Молевое проходит фестиваль «Семья — малая церковь», куда съезжаются дети воскресных школ со всей республики и даже с соседних Кировской и Нижегородской областей. Цели фестивалей: введение в личностный мир ребенка православных ценностей и приобретение на их основе православного поведения. Приложение №21.

С 16 ноября 2008 года уже традиционно проходит фестиваль «Благой ковчег». В нем принимают участие солисты и коллективы детей воскресных школ и православных взрослых из районов республики и г. Йошкар-Олы. Мероприятия проводятся в Районном Доме культуры по благословению Владыки Иоанна при большом количестве зрителей. Воспитательная ценность этих фестивалей для нашего поселка велика. Стало доброй традицией  организовывать  при  воскресной  школе  летний  православный трудовой лагерь «Свечечки» в две смены. Ежегодно в работе лагеря принимают участие 50-60 человек. Ежедневные обязательные послушания в первую половину дня  помогают выполнять поставленные цели и задачи: воспитывать в детях заботу о младших, с уважением относиться к старшим, развивать чувство ответственности, взаимовыручки. Вся эта большая воспитательная работа проводится под девизом «Се что добро ,или что красно, но еже жити братии вкупе?»- это название одного из прошедших фестивалей.

2.5. Беседа с протоиреем Андреем Романовым, настоятелем Свято-Ильинского храма

 — С какого года вы служите в Свято-Ильинском храме?

-С 1999 года. Февраль месяц.

— Какой период служения был наиболее трудным?

-Какой период был наиболее трудным? Ну, конечно, сначала было трудно тем, что всё новое, новое место, новые люди и сама моя жизнь, самослужение  — это всё для меня было новое, и, наверное, поэтому, конечно, это один из самых таких напряженных моментов.

-Какие работы велись по возрождению деревянного здания церкви?

— Работы велись, начиная от фундамента, заканчивая куполом, то есть вся полностью восстановительная работа, по всему периметру и по всем площадям  отделочные работы.

-Строительство нового здания. Какие перспективы в продвижении строительства?

— Ближайшие перспективы  — это на нынешний год закончить кладку кирпичную и здание завести под крышу.

— Какие изменения произошли в духовной жизни прихожан, на ваш взгляд?

— Ну, я думаю, что люди действительно стали более серьёзно к теме веры относиться, более вдумчиво и о самом смысле жизни и о том, какое место в жизни их занимает вера.

— Как изменилось количество прихожан в храме?

— Количество прихожан, я думаю, что на много не изменилось, но изменился состав. За последние годы всё больше и больше молодёжи, детей, молодых семей, что очень радует!

— Какие планируются изменения в жизни прихода?

— Я думаю, что больше внимания мы будем уделять семье.

 Ш. Заключение

      Завершая исследование, я пришла к следующим выводам:

  1. История нашего храма — это история родного края. А знание истории
    малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить
    родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь поселка, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

  1. История убедительно свидетельствует — церкви на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные функции. Они являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека — хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира, — ничто.
  2. Историю церквей нужно изучать, знать ещё и потому, что с течением времени, где-то из-за человеческого фактора, эти святыни могут быть утеряны.

Не все страницы истории нашей церквей ещё хорошо изучены. Можно продолжить работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, сбору воспоминаний современников. Собрать, сохранить историю нашего храма, сделать ее достоянием населения, наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

 

Комментирование запрещено